"Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімінің Ақбұлақ ауылының жалпы білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Общеобразовательная школа села Акбулак отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

facebook

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Сообщение на заседании МО учителей естественно- математического цикла.

01.03.2017

Сообщение на

секции методического объединения учителей естественно- математического цикла.

По теме:

«Обновленное содержание образования»

В

настоящее время одной из особенностей современного периода развития мировой

цивилизации является масштабность перемен происходящих во всех сферах

жизнедеятельности общества. Поэтому современный человек должен быть готов для

адаптации к новым производственным и информационным технологиям. Уметь

приспосабливаться к функциональным изменениям в трудовой и деловой жизни, к единству

и многообразию культур.

Данные

 перемены обнажили ряд про6лем, связанных

в первую очередь с недостаточной подготовленностью общества к вызовам

современности, это, прежде всего:

-

недостаточность стандартных умений (шаблонных действий) по узким специальностям

для трудоустройства на современном этапе; - дефицит у взрослого населения тех навыков,

которые востребованы на современном рынке труда,

В

этих условиях школа современной формации должна готовить не столько - человека

знающего, то есть вооруженного системой знаний, умений и навыков, сколько - человека,

подготовленного к жизнедеятельности, т.е. способного активно и творчески мыслить

и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически. Это

означает, что структуре новой модели школьного образования должна разворачиваться

в контексте вопроса – «Для чего учиться в школе?»,  вместо традиционного  «чему учить в школе?».

Новые

реалии и вызовы времени обуславливают необходимость системного обновления

содержания среднего образования, которое планируется осуществить в рамках

перехода на 12-летнюю модель школьного образования.

Другими

словами можно сказать, что общество, производство изменились, а система

образования использует приемы и методы, существующие неизменно еще с советских

времен.

Основные

недостатки существующей системы среднего образования можно сгруппировать в три

блока:

1.

По содержанию образования: передача готовой (обработанной) информации учителем

ученику; ориентация ученика на простое усвоение знаний по предметам;

2.

Взаимоотношения в учебном процессе: доминирование су6ьектно- объектного

отношения учителя и ученика, пассивная роль ученика, воспринимающего учителя и

учебник как единственные источники учебной информации;

З.

Результаты обучения: репродуктивный уровень деятельности ученика, оценивание

количества приобретенных предметных знаний и умений учащихся.

По

данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обзор

национальной образовательной политики в сфере среднего образования Республики

Казахстан, показал, что программа средней школы является чрезмерно обширной,

имеет академический и преимущественно теоретический характер, не способствует

развитию навыков мышления высшего уровня. Эти данные были получены на основе

результатов учащихся Республики Казахстан в проведенных международных исследованиях

– PISA в 2012 году и TIMSS в 2011 году. 

На основе данных результатов экспертами  ОЭСР были сделаны  рекомендации правительству Республики Казахстана

провести полный анализ и пересмотр текущей учебной программы среднего

образования, уменьшение доли теоретических знаний и предусмотреть развитие

практического применения знаний.

Таким

образом, обновление содержания образования это, прежде всего, пересмотр самой

модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов о6учения

и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения

учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках о6нoвленого содержания образования

должен быть направлен на создание образовательного пространства, благоприятного

для гармоничного становления и развития личности.

Необходимо

стремиться к тому, чтобы результатами обновленного содержания образования должны

стать формирование активной деятельности самих учащихся по «добыванию» знаний на

каждом уроке. В таких условиях ученики являются субъектами своего познания, а

учителя становятся – организаторами познавательной деятельности учеников.

В

процессе разработки нового содержания образования были проанализированы и

переработаны ключевые идеи, содержащие в трудах этнопедагоги и педагогической

науки. Использовались достижения и разработки следующих деятелей науки

педагогики: Аймаутова, Байтурсынов, Алтынсарина, Выготоского, Дюи, Блума,

Маслоу и др. Был использован положительный опыт отечественной  системы образования, образовательный опыт

других стран, которые добились хороших результатов в международных

исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS. При разработке нового содержания образования

учитывались международные тенденции развития системы школьного образования,

образовательные программы и содержание международных экзаменов (SAT, SET), результаты

которых признаются ведущими вузами мира.

При

определении содержания образования были изучены образовательные программы

стран, традиционно занимающих лидирующие позиции в международных

исследованиях  PISA,

TIMSS, а именно: Финляндия, Сингапур, Южная Корея,

Япония, Китай, Эстония, Нидерланды и др. Учебные программы этих стран

направлены не только на простое заучивание и запоминание фактов, но и на

развитие у учащихся навыков практического применения знаний и решения

проблем.  Таким образом, школы

придерживающие принципов обновленного содержания образования осуществляют

переход от простого транслирования знаний к интерактивному и направленному на

учащегося обучению, которое вырабатывает навыки мышления и познания,

функционального применения знаний.

С

2008 года в Республике Казахстан инициирован проект по созданию сети

Интеллектуальных школ во всех регионах Республики Казахстан. Целью данного

проекта является создание и апробация инновационной образовательной модели,

интегрирующей лучший казахстанский и международный опыт и практику, с

последующей ее трансляцией в систему среднего образования республики. Поэтому

обновление содержания среднего образования требует проведение определенных мероприятий

по подготовке системы школьного образования республики к работе в условиях

планируемых преобразований. Прежде всего, это переподготовка педагогических

кадров, изменение государственных образовательных стандартов не только в

системе общеобразовательных школ, но и колледжей и вузов по подготовке

педагогических кадров. При этом необходимо отметить, что реализация нового

содержания образования не требует создания каких- либо специальных условий в

школах страны, а имеющаяся материально- техническая база общеобразовательных

школ позволяет эффективно организовать образовательный процесс в соответствии с

требованиями нового стандарта.

К

настоящему времени разработан Государственный общеобразовательный стандарт

начального образования, учебные программы и планы по предметам начальной школы

по 12-летней модели, учебные программы и планы в рамках частичного обновления

по 11-летней модели, рекомендации по оцениванию. В работе по подготовке

стандарта, а также по адаптации учебных программ и планов для

общеобразовательных школ страны приняли участие специалисты НАО имени

Ы.Алтынсарина, учителя Интеллектуальных школ, имеющие опыт разработки учебных

программ и планов, а также учителя общеобразовательных школ.

Новый

стандарт можно охарактеризовать следующими особенностями. Ценностями среднего

образования являются казахстанский патриотизм и гражданская ответственность,

уважение, сотрудничество, открытость, труд и творчество, обучение на протяжении

всей жизни. Что способствует формированию поведения, образа жизни, деятельности

гражданина. Образование нового стандарта нацелено на привитие учащимся

национальных и общечеловеческих ценностей, которые станут устойчивыми

жизненными ориентирами.

Ожидаются,

что результатами обучения по новому стандарту станут: умения применять знания,

способности творчески и критически мыслить, всегда учиться, коммуникативность в

любом сообществе, исследовательские и информационно-коммуникационные навыки,

умения работать индивидуально и дружелюбно в сотрудничестве с другими,

ответственно решать задачи и проблемы.

В

новом стандарте обеспечено целостное восприятие учащимися окружающего мира

путем интеграции знаний через проектно- исследовательскую деятельность, учебные

предметы и воспитательную работу. Согласно новому стандарту предусмотрено

введение новых предметов: «Введение в науку», «Искусство», «Казахстан в

современном мире», «Глобальные перспективы и проектная работа». Еще одной

особенностью нового содержания образования является трехъязычное обучение и

воспитание. Новый стандарт обеспечивает вовлеченность учащихся в обучение и

ответственность за свое будущее уже в школе путем выбора предметов в старшей

школе для самоопределения и предвузовской подготовки. Это позволит значительно

сократить количество предметов. Система критериального оценивания, направленная

на обеспечение прогресса учащегося в обучении от поступления до выхода из

школы.

По

новому стандарту у учащихся начальных классов должны быть сформированы

пропедевтические знания о человеке, природе, обществе. Овладение основными

навыками, чтения, письма и выполнения 

математических операций. Наличие навыков поиска, анализа и интерпретации

информации, логического изложения своих мыслей, установления причинно-

следственных связей в соответствии с возрастными возможностями.

В

начальной школе должны быть заложены основы следующие навыки широкого спектра

это: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение

исследовательских работ, использование информационно- коммуникационных

технологий, применение различных способов коммуникации, в том числе языковых

навыков, умение работать в группе и индивидуально.

Как

результат – по завершению начальной школы учащиеся будут обладать учебной

самостоятельностью, навыками общения и сотрудничества, первоначальные знания по

предметным областям, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Эти

навыки, развиваясь в основной и старшей школе, должны способствовать

формированию у учащихся способностей:

-

проявлять ответственность, активную гражданскую позицию;

-

относиться добросовестно к своей работе и стремиться к достижению более высоких

результатов;

-

уважать разнообразие культур и мнений;

-

мыслить творчески и критически;

-

быть коммуникативными и дружелюбными;

-

быть социально- ответственными и заботливыми;

-

использовать эффективно информационно- коммуникационные средства и технологии;

-

быть готовыми к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

Кроме

того, результатом преобразований в сфере среднего образования республики должно

стать соответствие уровня образования выпускника, общеобразовательной школы

четвертому уровню Европейской рамки квалификации. Результаты школьного

образования четвертого уровня Европейской рамки квалификации соответствует

требованиям вступительных экзаменов в университеты страны и мира.

Обновленное

содержание образования преследует целью трехъязычное образование, которое

заключается в формировании полиязычной личности – гражданина Казахстана,

который владеет не менее чем тремя языками, умеет вести диалог в различных

сферах деятельности, ценит культуру своего народа, понимает и уважает культуру

других народов.

Трехъязычное

образование практически реализуется путем:

-

обеспечения уровневого усвоения казахского, русского и английского языков

соответственно международным стандартам;

-

организации внеурочной деятельности на казахском, русском и английском языках.

При

апробации и внедрении нового стандарта будет использоваться система оценивания

учебных достижений учащихся, основанная на критериях. Критерии заранее известны

учащимся, родителям, педагогам. По ним дети сами смогут оценивать себя,

понимать, в чем у них затруднения, каких знаний и навыков им не хватает для

достижения учебных целей по предмету.

Таким

образом, мероприятия по подготовке учителей к работе по новому стандарту

осуществляются с 2012 года. В данное время по уровневым программам повышения

квалификации обучены около сорока тысяч учителей страны. Дальнейшее повышение

профессионального уровня педагогических кадров планируется осуществлять в двух

направлениях: поддержка учителей путем подготовки их к работе в условиях

системного обновления среднего образования через краткосрочные курсы;

совершенствование работы педагогических вузов с целью подготовки нового

поколения педагогических кадров.

Просмотров: 298


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст