Сообщение на
секции методического объединения учителей естественно- математического цикла.
По теме:
«Обновленное содержание образования»
В
настоящее время одной из особенностей современного периода развития мировой
цивилизации является масштабность перемен происходящих во всех сферах
жизнедеятельности общества. Поэтому современный человек должен быть готов для
адаптации к новым производственным и информационным технологиям. Уметь
приспосабливаться к функциональным изменениям в трудовой и деловой жизни, к единству
и многообразию культур.
Данные
перемены обнажили ряд про6лем, связанных
в первую очередь с недостаточной подготовленностью общества к вызовам
современности, это, прежде всего:
-
недостаточность стандартных умений (шаблонных действий) по узким специальностям
для трудоустройства на современном этапе; - дефицит у взрослого населения тех навыков,
которые востребованы на современном рынке труда,
В
этих условиях школа современной формации должна готовить не столько - человека
знающего, то есть вооруженного системой знаний, умений и навыков, сколько - человека,
подготовленного к жизнедеятельности, т.е. способного активно и творчески мыслить
и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически. Это
означает, что структуре новой модели школьного образования должна разворачиваться
в контексте вопроса – «Для чего учиться в школе?», вместо традиционного «чему учить в школе?».
Новые
реалии и вызовы времени обуславливают необходимость системного обновления
содержания среднего образования, которое планируется осуществить в рамках
перехода на 12-летнюю модель школьного образования.
Другими
словами можно сказать, что общество, производство изменились, а система
образования использует приемы и методы, существующие неизменно еще с советских
времен.
Основные
недостатки существующей системы среднего образования можно сгруппировать в три
блока:
1.
По содержанию образования: передача готовой (обработанной) информации учителем
ученику; ориентация ученика на простое усвоение знаний по предметам;
2.
Взаимоотношения в учебном процессе: доминирование су6ьектно- объектного
отношения учителя и ученика, пассивная роль ученика, воспринимающего учителя и
учебник как единственные источники учебной информации;
З.
Результаты обучения: репродуктивный уровень деятельности ученика, оценивание
количества приобретенных предметных знаний и умений учащихся.
По
данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обзор
национальной образовательной политики в сфере среднего образования Республики
Казахстан, показал, что программа средней школы является чрезмерно обширной,
имеет академический и преимущественно теоретический характер, не способствует
развитию навыков мышления высшего уровня. Эти данные были получены на основе
результатов учащихся Республики Казахстан в проведенных международных исследованиях
– PISA в 2012 году и TIMSS в 2011 году.
На основе данных результатов экспертами ОЭСР были сделаны рекомендации правительству Республики Казахстана
провести полный анализ и пересмотр текущей учебной программы среднего
образования, уменьшение доли теоретических знаний и предусмотреть развитие
практического применения знаний.
Таким
образом, обновление содержания образования это, прежде всего, пересмотр самой
модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов о6учения
и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения
учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках о6нoвленого содержания образования
должен быть направлен на создание образовательного пространства, благоприятного
для гармоничного становления и развития личности.
Необходимо
стремиться к тому, чтобы результатами обновленного содержания образования должны
стать формирование активной деятельности самих учащихся по «добыванию» знаний на
каждом уроке. В таких условиях ученики являются субъектами своего познания, а
учителя становятся – организаторами познавательной деятельности учеников.
В
процессе разработки нового содержания образования были проанализированы и
переработаны ключевые идеи, содержащие в трудах этнопедагоги и педагогической
науки. Использовались достижения и разработки следующих деятелей науки
педагогики: Аймаутова, Байтурсынов, Алтынсарина, Выготоского, Дюи, Блума,
Маслоу и др. Был использован положительный опыт отечественной системы образования, образовательный опыт
других стран, которые добились хороших результатов в международных
исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS. При разработке нового содержания образования
учитывались международные тенденции развития системы школьного образования,
образовательные программы и содержание международных экзаменов (SAT, SET), результаты
которых признаются ведущими вузами мира.
При
определении содержания образования были изучены образовательные программы
стран, традиционно занимающих лидирующие позиции в международных
исследованиях PISA,
TIMSS, а именно: Финляндия, Сингапур, Южная Корея,
Япония, Китай, Эстония, Нидерланды и др. Учебные программы этих стран
направлены не только на простое заучивание и запоминание фактов, но и на
развитие у учащихся навыков практического применения знаний и решения
проблем. Таким образом, школы
придерживающие принципов обновленного содержания образования осуществляют
переход от простого транслирования знаний к интерактивному и направленному на
учащегося обучению, которое вырабатывает навыки мышления и познания,
функционального применения знаний.
С
2008 года в Республике Казахстан инициирован проект по созданию сети
Интеллектуальных школ во всех регионах Республики Казахстан. Целью данного
проекта является создание и апробация инновационной образовательной модели,
интегрирующей лучший казахстанский и международный опыт и практику, с
последующей ее трансляцией в систему среднего образования республики. Поэтому
обновление содержания среднего образования требует проведение определенных мероприятий
по подготовке системы школьного образования республики к работе в условиях
планируемых преобразований. Прежде всего, это переподготовка педагогических
кадров, изменение государственных образовательных стандартов не только в
системе общеобразовательных школ, но и колледжей и вузов по подготовке
педагогических кадров. При этом необходимо отметить, что реализация нового
содержания образования не требует создания каких- либо специальных условий в
школах страны, а имеющаяся материально- техническая база общеобразовательных
школ позволяет эффективно организовать образовательный процесс в соответствии с
требованиями нового стандарта.
К
настоящему времени разработан Государственный общеобразовательный стандарт
начального образования, учебные программы и планы по предметам начальной школы
по 12-летней модели, учебные программы и планы в рамках частичного обновления
по 11-летней модели, рекомендации по оцениванию. В работе по подготовке
стандарта, а также по адаптации учебных программ и планов для
общеобразовательных школ страны приняли участие специалисты НАО имени
Ы.Алтынсарина, учителя Интеллектуальных школ, имеющие опыт разработки учебных
программ и планов, а также учителя общеобразовательных школ.
Новый
стандарт можно охарактеризовать следующими особенностями. Ценностями среднего
образования являются казахстанский патриотизм и гражданская ответственность,
уважение, сотрудничество, открытость, труд и творчество, обучение на протяжении
всей жизни. Что способствует формированию поведения, образа жизни, деятельности
гражданина. Образование нового стандарта нацелено на привитие учащимся
национальных и общечеловеческих ценностей, которые станут устойчивыми
жизненными ориентирами.
Ожидаются,
что результатами обучения по новому стандарту станут: умения применять знания,
способности творчески и критически мыслить, всегда учиться, коммуникативность в
любом сообществе, исследовательские и информационно-коммуникационные навыки,
умения работать индивидуально и дружелюбно в сотрудничестве с другими,
ответственно решать задачи и проблемы.
В
новом стандарте обеспечено целостное восприятие учащимися окружающего мира
путем интеграции знаний через проектно- исследовательскую деятельность, учебные
предметы и воспитательную работу. Согласно новому стандарту предусмотрено
введение новых предметов: «Введение в науку», «Искусство», «Казахстан в
современном мире», «Глобальные перспективы и проектная работа». Еще одной
особенностью нового содержания образования является трехъязычное обучение и
воспитание. Новый стандарт обеспечивает вовлеченность учащихся в обучение и
ответственность за свое будущее уже в школе путем выбора предметов в старшей
школе для самоопределения и предвузовской подготовки. Это позволит значительно
сократить количество предметов. Система критериального оценивания, направленная
на обеспечение прогресса учащегося в обучении от поступления до выхода из
школы.
По
новому стандарту у учащихся начальных классов должны быть сформированы
пропедевтические знания о человеке, природе, обществе. Овладение основными
навыками, чтения, письма и выполнения
математических операций. Наличие навыков поиска, анализа и интерпретации
информации, логического изложения своих мыслей, установления причинно-
следственных связей в соответствии с возрастными возможностями.
В
начальной школе должны быть заложены основы следующие навыки широкого спектра
это: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение
исследовательских работ, использование информационно- коммуникационных
технологий, применение различных способов коммуникации, в том числе языковых
навыков, умение работать в группе и индивидуально.
Как
результат – по завершению начальной школы учащиеся будут обладать учебной
самостоятельностью, навыками общения и сотрудничества, первоначальные знания по
предметным областям, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Эти
навыки, развиваясь в основной и старшей школе, должны способствовать
формированию у учащихся способностей:
-
проявлять ответственность, активную гражданскую позицию;
-
относиться добросовестно к своей работе и стремиться к достижению более высоких
результатов;
-
уважать разнообразие культур и мнений;
-
мыслить творчески и критически;
-
быть коммуникативными и дружелюбными;
-
быть социально- ответственными и заботливыми;
-
использовать эффективно информационно- коммуникационные средства и технологии;
-
быть готовыми к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.
Кроме
того, результатом преобразований в сфере среднего образования республики должно
стать соответствие уровня образования выпускника, общеобразовательной школы
четвертому уровню Европейской рамки квалификации. Результаты школьного
образования четвертого уровня Европейской рамки квалификации соответствует
требованиям вступительных экзаменов в университеты страны и мира.
Обновленное
содержание образования преследует целью трехъязычное образование, которое
заключается в формировании полиязычной личности – гражданина Казахстана,
который владеет не менее чем тремя языками, умеет вести диалог в различных
сферах деятельности, ценит культуру своего народа, понимает и уважает культуру
других народов.
Трехъязычное
образование практически реализуется путем:
-
обеспечения уровневого усвоения казахского, русского и английского языков
соответственно международным стандартам;
-
организации внеурочной деятельности на казахском, русском и английском языках.
При
апробации и внедрении нового стандарта будет использоваться система оценивания
учебных достижений учащихся, основанная на критериях. Критерии заранее известны
учащимся, родителям, педагогам. По ним дети сами смогут оценивать себя,
понимать, в чем у них затруднения, каких знаний и навыков им не хватает для
достижения учебных целей по предмету.
Таким
образом, мероприятия по подготовке учителей к работе по новому стандарту
осуществляются с 2012 года. В данное время по уровневым программам повышения
квалификации обучены около сорока тысяч учителей страны. Дальнейшее повышение
профессионального уровня педагогических кадров планируется осуществлять в двух
направлениях: поддержка учителей путем подготовки их к работе в условиях
системного обновления среднего образования через краткосрочные курсы;
совершенствование работы педагогических вузов с целью подготовки нового
поколения педагогических кадров.